Вверх

Быть продуктом не обязательно плохо

3 февраля 2021 |

Быть продуктом не обязательно плохо

Это интернет-клише: «если вы не платите за что-то, вы не являетесь покупателем, вы продаете товар». И это правда, но это не объясняет, почему интернет-компании постоянно следят за вами.

Да, вы не платите таким компаниям, как Google и Facebook, за поиск и социальные сети. Люди, которые им платят — их клиенты — это компании, покупающие рекламу. Но можно «быть продуктом» и при этом получать в целом выгоду, а компании, которым вы платите, могут нарушать вашу конфиденциальность жуткими способами. У современного Интернета, конечно, много проблем, но продукт не является основным продуктом для пользователей.

Быть продуктом — не ново

Реклама не уникальна для Интернета. На телевидении и радио была реклама на протяжении десятилетий, и большую часть этого времени они были на 100% бесплатными для публики. Газеты, хотя и платные, обычно не взимают достаточно денег, чтобы покрыть расходы на печать и доставку: реклама — это то, где настоящие деньги (или, по крайней мере, были).

Во всех этих случаях аудитория была хороша многое с самого начала, и аудитория выиграла: они получали развлечения и информацию бесплатно или, по крайней мере, по гораздо более низкой цене, чем в противном случае. Потребители понимали, что они совершают сделку, и сочли это целесообразным.

В Интернете то же самое: такие сервисы, как Google и Facebook, бесплатны из-за рекламы. Если бы это было не так, миллионы людей не имели бы к ним доступа.

Теперь модель интернет-рекламы не лишена проблем. Таргетированная реклама более ценна, чем сплошная, а рыночные стимулы означают, что компании собирают как можно больше информации о вас, чтобы лучше монетизировать свои услуги. В результате наблюдаются беспрецедентные масштабы.

Но означает ли это, что вся реклама плохая? Я бы не стал спорить. Слежка — это проблема, а не реклама, и я считаю, что общество должно серьезно отнестись к этой проблеме и попытаться ее решить. Но отказ от рекламы — это не практический ответ.

Компании, которые вы платите, также коммерциализируют ваши данные

Вы можете возразить, что я ошибаюсь, и сказать, что ничего из этого не произошло бы, если бы потребители платили за товары напрямую за услуги в первую очередь. Об этом: многие компании, за которые вы платите, также собирают данные о вас и используют эти данные, чтобы зарабатывать больше денег.

Amazon, например, осторожно наблюдает за всем, что вы делаете на сайте, и использует эти данные, чтобы определить, какие вещи вы хотите покупать. Это верно независимо от того, платите ли вы за Amazon Prime.

И вы не можете избежать отслеживания, делая покупки в офлайн-режиме. Например, Target отслеживает ваши покупательские привычки, и данные, которые они собирают, могут быть совершенно инвазивными. Иногда Target выясняет, что женщины беременны, прежде чем сами женщины узнают об этом.

Netflix одержимо отслеживает ваши привычки просмотра и использует их, чтобы рекомендовать вам шоу и принимать решения о том, какие шоу им следует делать. Они даже показывают разные эскизы и трейлеры шоу в зависимости от ваших привычек просмотра, чтобы лучше убедить вас продолжать смотреть.

Это все компании, которым вы регулярно даете деньги, и они используют ту же тактику наблюдения, что и Facebook и Google. Возможно, вы не их продукт, но за вами все равно наблюдают.

Ваше внимание ценно

Ничто из этого не означает, что «вы продукт» — это плохо, о чем нужно помнить. Напротив: я считаю, что это необходимо. Ваше внимание ценно, поэтому оно и нужно технологическим компаниям, и об этом вам следует помнить.

У каждой технологической компании есть повестка дня, и они разрабатывают свои продукты, чтобы удовлетворить эту повестку дня. У компаний, поддерживающих рекламу, есть стимул уделять как можно больше вашего внимания. Но иногда для такой компании лучше всего подходит разработка наилучшего продукта.

Понимание того, что мотивирует технологическую компанию, полезно, но еще важнее знать, каковы ваши планы. Когда вы просматриваете Facebook, спросите себя, что вы получаете от этого, и подумайте, стоит ли это вашего времени. То же самое касается любых услуг, которые вы используете, или медиа, которые вы используете, независимо от того, платите вы за них или нет.

Фото: BrAt82 / Shutterstock.com, Hadrian / Shutterstock.com

Быть продуктом не обязательно плохо


Напишите пару строк: